Применение адгезионных добавок не может устранить разрушающее действие воды, вызванное плохой конструкцией дорожного полотна, применением непригодных строительных технологий или некачественных сырьевых материалов. Однако, они позволяют снизить их влияние на практике.
Адгезионные добавки применяются при изготовлении раздичных битумных материалов:
- ГОРЯЧИЕ СМЕСИ- адгезионные добавки обеспечивают полное обволакивание каменного материала, а также улучшает адгезию и долговечность готового асфальтобетонного покрытия;
- ГОРЯЧИЙ РЕСАЙКЛИНГ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ- материал, получаемый из старого асфальтобетонного покрытия, может быть переменного качества. Если в регенерируемом асфальте встречается минеральный материал, не покрытый битумом, то следует применять адгезионные добавки;
- НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫЕ ГОРЯЧИИ СМЕСИ (теплые смеси) — Так как каменный материал зачастую нагревается до более низкой температуры, чем при производстве горячей асфальтобетонной смеси, то вода удаляется не полностью. В этом случае важно использовать адгезионную добавку. Некоторые технологии даже требуют дополнительного введения воды в процессе приготовления смеси.
- СМЕСИ НА ОСНОВЕ МЯГКИХ БИТУМОВ — этот тип смесей используется для устройства слоев проезжей части дорожного покрытия с целью уменьшения трещинообразования при низких температурах.
Так как смешение проходит при темпера туре около 100°С, то каменный материал высыхает не полностью, и мягкий битум должен обладать способностью вытеснять воду с поверхности каменного материала в процессе приготовления смеси. Поэтому, очень важно применять активные адгезионные добавки.
- ВСПЕНЕНЫЙ БИТУМ — Вспененный битум создается путем впрыскивания небольшой порции воды в битум с использованием специального оборудования. При этом важным фактором является использование активной адгезионной добавки, так как в процессе приготовления
смеси присутствует вода.
- ПОВЕРХНОСТНАЯ ОБРАБОТКА (Чип сил) — горячий битум с высоким показателем пенетрации или разжиженный битум разливается по поверхности покрытия, поверх него распределяется щебень, после чего обычно выполняется укатка. Это экономичный метод, обеспечивающий создание водонепроницаемого поверхностного уплотнения и существенное повышение шероховатости поверхности. Однако, поверхностная обработка практически не позволяет изменить профиль поверхности. Вяжущее на поверхности дороги быстро остывает, что приводит к повышению вязкости, а это, в свою очередь, может затруднить смачиваемость каменного материала битумом. Проблема усугубляется влажным состоянием каменного материала. Для преодоления этих проблем данная технологии предусматривает обязательное применение активной адгезионной добавки.
- ПРОПИТКА МАКАДАМ — Пропитка представляет собой технологию, при которой битумная эмульсия или разжиженный битум распыляется на смесь каменного материала пористого грансостава с последующей укаткой. Здесь зачастую предполагается использование каменного материала, от «увлажненного» до «влажного», поэтому для разжиженного битума обязательно требуется применение активной адгезионной добавки.
- ПОДГРУНТОВКА (первичная пропитка) — При выполнении дорожно-строительных работ в некоторых странах практикуется использование разжиженного битума или гудрона для подгрунтовки и пылеподавления на дорожных основаниях с несвязанным каменным материалом. Поскольку дорожное основание пребывает в холодном и влажном состоянии, то в вяжущее для подгрунтовки необходимо вводить адгезионную добавку в целях обеспечения активной адгезии и устойчивости к воздей ствию дождевой воды.
- ЧЕРНЫЙ ЩЕБЕНЬ — Щебень одного размера, предназначенный для использования в некоторых дорожных технологиях, обрабатывается гудроном или битумом, который образует тонкую пленку для обеспечения хорошей адгезии к основному вяжущему. Щебень, предварительно обработанный гудроном или битумом, применяется иногда при поверхностной обработке, особенно в случае использования высоковязких, модифицированных полимером вяжущих, или запыленного каменного материала. Щебень, вкатываемый в горячий асфальтобетон, всегда пред варительно покрывается битумом. Для обеспечения хорошей обволакиваемости и адгезии в битум вводятся адгезионные добавки.
- БИТУМИНОЗНЫЕ ПОКРЫТИЯ — битум и разжиженный битум применяются для гидроизоляционных, уплотняющих и коррозионно-защитных покрытий. При устройстве этого типа покрытий также воз- никают проблемы с обволакиваемостью и водостойкостью, аналогичные проблемам при дорожном строительстве. При холодном или влажном подстилающем слое активная адгезия обеспечивается посредством при менения адгезионных добавок
- ЭМУЛЬСИИ
- Использование катионных битумных эмульсий обычно обеспечивает хорошую адгезию битума к каменному материалу. Однако, иногда имеется необходимость повышения водостойкости покрытия. В этом случае до процесса эмульгирования в вяжущее вводится адгезионная добавка.
- Анионные эмульсии, как правило, не обеспечивают достаточную адгезию к кремниевым (кислым) каменным материалам и к металлическому или каменному подстилающему слою. Адгезия анионных эмульсий улучшается посредством введения адгезионной добавки в вяжущее до эмульгирования
ПРИНЦИП РАБОТЫ ЛИНИИ ДОБАВЛЕНИЯ АДГЕЗИОННОЙ ДОБАВКИ В БИТУМ
В трубопровод, по которому битум подается на весы АБЗ, вставляется специальный участок – так называемый статический смеситель – предназначенный для эффективного перемешивания проходящего через него потока жидкости.
В начало этого участка в заданной пропорции к битуму подается адгезионная присадка.
Таким образом, при движении битума к весам он проходит через статический миксер и хорошо перемешивается с присадкой. Главным достоинством этого способа является очень высокая равномерность распределения присадки по объему битума. Основное оборудование линии добавления адгезионной присадки смонтировано непосредственно на расходной емкости объемом 1000 л.
Емкость имеет управляемый обогрев. В состав входит прибор для измерения и автоматического регулирования температуры линии. В состав линии входит высокоточный дозирующий насос. Рецептурная подача насоса зависит от подачи битума. Точное значение рецепта задается на панели управления насосом, также монтируемой в пульт АБЗ.
На участке битумного трубопровода перед весами после точки впрыска врезается статический смеситель, предназначенный для качественного распределения присадки по объему битума, что является необходимым условием эффективного применения последней. Линия укомплектована фильтром, запорно-регулирующей арматурой, позволяющей выполнить ее поверку фактическими измерениями до и после насоса.